Бесплатный билет в эрмитаж

Информация

История легендарного музея Северной столицы

Зимний дворец, который мы видим сегодня на Дворцовой площади, шестая по счету императорская резиденция. Первые два «зимние дома» были построены по указу Петра I вдоль берега канала, соединяющего Мойку и Неву (Зимняя канавка). Во втором дворце, возведенном по проекту Доменико Трезини в 1712 году, состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины.

В 1720 году закончилось восьмилетнее строительство третьего Зимнего дворца по проекту архитектора Маттарнови. Именно здесь Петр Великий провел последние годы жизни. Большой зал императорских палат называли Погребальным или Печальным.

На месте третьего дворца по распоряжению Екатерины Первой архитектор Кваренги возвел Эрмитажный театр. Пришедшая к власти Анна Иоанновна посчитала здание недостаточно пышным и поручила архитектору Бартоломео Растрелли перестроить палаты адмирала Апраксина в императорскую резиденцию. Перестроенное здание располагалось на месте нынешнего Зимнего дворца.

Пятый Зимний дворец был также возведен по проекту Растрелли. Это было роскошное деревянное здание, занимающее два квартала – от Мойки до Малой Морской улицы и от Невского проспекта до Кирпичного переулка.

Шестой Зимний дворец, строительство которого продолжалось с 1754 по 1762 год, стал самым совершенным творением придворного архитектора. По иронии судьбы ни Елизавете Петровне, ни Петру III, вступившему на престол после императрицы, не удалось стать полноправными хозяевами великолепной резиденции.

После церемонии коронации в чугунные ворота дворцового комплекса торжественно въехала Екатерина II, благодаря которой была создана российская сокровищница, получившая название «Эрмитаж».

История становления и развития Эрмитажа как крупнейшего в мире художественного музея началась во времена правления Екатерины II. По ее указу были построены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажный театр, авторами которого стали архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.

225 полотен, приобретенных князем Владимиром Долгоруким для императрицы в Берлине у миссионера Иоганна Гоцковского, располагались в здании Малого Эрмитажа. В переводе с французского «Эрмитаж» – место уединения, затворничества и созерцания. Екатерина II с любовью украшала дворцовый флигель, предназначенный для проведения праздничных событий и развлечений.

В XVIII веке, благодаря увлечению Екатерины II живописью, в России пробудился интерес к работам западноевропейских художников. Страсть к коллекционированию стала массовым явлением среди придворной знати и достигла небывалого размаха. Искусствоведы и ценители живописи, среди которых был и французский просветитель Дени Дидро, покупали для императрицы работы выдающихся мастеров.

В 1769 году в Дрездене была приобретена коллекция картин графа Брюля, насчитывающая более 600 произведений искусства, в числе которых оказался знаменитый пейзаж «Бегство в Египет» Тициана, картины «Портрет ученого» Рембрандта, пейзажи Рейсдаля, «Персей и Андромеда» Рубенса.

В 1771 году случилась трагедия – в Финском заливе затонул корабль с картинами голландских мастеров, купленных князем Голицыным для российской императрицы в Гааге. Это была огромная потеря для европейского культурного наследия. Не обходилось и без мошенничества – в 1779 году царице доставили партию картин из Италии, но все экземпляры оказались подделками. Обман был обнаружен придворными художниками, и ни одна копия не нашла места в залах Эрмитажа.

В 1772 году императрица купила коллекцию полотен в Париже, принадлежавших барону Жозефу-Антуану Крозу. В Эрмитаже появились такие жемчужины западноевропейской живописи, как «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» Тициана», «Юдифь» Джорджоне, а также произведения Рубенса, ван Дейка, Ватто, Клода Лоррена.

В 1785 году императрица приобрела скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», которая так и осталась единственным экземпляром в музее, созданным великим скульптором. Стремление обогатить столицу России шедеврами мирового искусства не ограничивалось картинами и скульптурами. Екатерина II купила резные камни герцога Орлеанского, заказывала старинные предметы ремесленного искусства, ювелирные изделия, редкие книги из библиотек Дидро и Вольтера.

Узнав о намерении российской императрицы купить собрание картин из коллекции выдающегося государственного деятеля Англии Роберта Уолпола, представители английской аристократии выразили крайнее недовольство, а искусствоведы расценили это событие как национальное бедствие. Однако Екатерина II успела провести сделку, и в 1779 году в Эрмитаже появились новые произведения Рубенса, ван Дейка, Снейдерса, Йорданса. За годы своего правления императрица приобрела для Эрмитажа 3 996 картин выдающихся европейских мастеров.

Императоры Александр I и Николай I продолжили пополнять музей шедеврами живописи. Русские цари покупали не только коллекции, но и отдельные произведения великих художников. В Риме, на распродаже собрания Джустиниани, были приобретены полотна «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли.

В 1804 году Жозефина Богарне подарила императору Александру I «Камею Гонзага», а после ее смерти императору перешла вся коллекция дворца Мальмезон. В 1814 году в музее появились полотна испанских живописцев, в 1819-м – знаменитая «Мадонна в пейзаже» (предположительный автор – Джорджоне).

Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик музея. На стенах залов разместились картины с портретами полководцев и героев сражений, полотна с батальными сценами. В период правления Николая I над оформлением интерьеров Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого художника.

В сотрудничестве с Василием Стасовым он восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы, в наибольшей степени пострадавшие от разрушительного пожара 1837 года. Огонь бушевал три дня, и от дворцового великолепия остались одни стены. Талантливым зодчим удалось восстановить убранство залов, но интерьеры были несколько обновлены в соответствии с модными тенденциями, добавились элементы в стиле позднего неоклассицизма.

Убранством Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в эти годы занимался Андрей Штакеншнейдер. Начиная с 50-х годов и в течение тридцати последующих лет, коллекция музея пополнялась произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, изделиями народного промысла, ювелирными украшениями, образцами оружия из Царскосельского Арсенала.

При Николае I в музее появился ряд выдающихся произведений западноевропейской живописи: «Мадонна Альба» Рафаэля, «Три Марии у склепа Христа» работы Карраччи, «Благовещение» Яна ван Эйка, «Снятие с креста» Госсарта, «Несение креста» Тициана и другие шедевры.

В конце XIX веке в Эрмитаж поступали картины русских художников, но в 1895 году было принято решение о передаче полотен Русскому музею, основанному императором Николаем I. Музейные залы обогатились произведениями искусства из собраний русских коллекционеров, в том числе экспонатами археологических раскопок, сокровищами древностей, предметами быта и ремесленной утварью.

К началу XX века в музее хранились тысячи полотен величайших живописцев. Картинные галереи пополнялись за счет покупок произведений из частных собраний. В залах появились новые работы художников эпохи Возрождения, уникальные предметы дворцовых интерьеров, подаренные русским царям в разные годы правления.

Зимний дворец в XX веке превратился в огромный музейный комплекс с собственной инфраструктурой. В здании было жилое пространство, парадные залы, церковь, императорский театр и музей. На территории дворца располагались аптека с лабораторией, кухни и кладовые, конюшни с манежем, помещения для проживания служащих.

Поскольку доступ в выставочные залы при Николае I был ограничен, возник вопрос о необходимости превращения здания в публичный полноценный музей. Карл Брюллов и другие члены Академии художеств мечтали водить своих учеников в Эрмитаж, чтобы те могли изучать творческое наследие ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других западноевропейских мастеров.

Для этого надо было построить новое здание, что и было поручено архитектору Лео фон Кленце, придворному мастеру короля Лювига I Баварского, автору знаменитой мюнхенской Пинакотеки. Отделку фасадов поручили скульптору Александру Теребеневу, который украсил здание высеченными из гранита фигурами атлантов. Постройка музея длилась 11 лет и последние годы (после отъезда Кленце на родину) велась под руководством Василия Стасова и Николая Ефимова.

В залах Нового Эрмитажа кроме картин находились экспозиция античных древностей, скульптуры разных эпох, выставка гравюр и библиотека. Официальным днем открытия публичного музея считается 5 февраля 1852 года. В церемонии принимали участие более 480 высокопоставленных гостей. Праздничный ужин проходил при свечах в залах итальянской, испанской и голландской живописи.

Ежедневно в музей приходили тысячи человек: петербуржцы и приезжие, педагоги, студенты, лекторы, причем в воскресенье посещение Эрмитажа стало массовым. В 1913 году музей посетило 150 тысяч человек (отчетность вели швейцары).

В 1914 году коллекция Эрмитажа пополнилась новым шедевром – полотном «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи, купленным у придворного архитектора Н. Л. Бенуа. Каждое знаковое приобретение пышно отмечалось придворными особами. Великосветские приемы происходили с большим размахом и роскошью.

Однако война с Германией внесла изменения в жизнь музея, балы и прочие развлечения прекратились, а наиболее значимые ценности были перевезены в Москву, в Оружейную палату. Залы нижних этажей закрылись в связи с уходом на войну служителей музея. В ноябре 1914 года в Эрмитаже числилось всего 35 служащих, 4 сторожа и дворцовый гренадер.

Залы Государственного Эрмитажа

По официальным данным, в Эрмитаже 365 помещений с экспозициями. В первую очередь стоит посетить самые известные и красивые из них.

Павильонный зал, расположенный в северном павильоне Малого Эрмитажа, оформлял выдающийся русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Основа композиции – тесное переплетение античных, восточных и ренессансных мотивов. В убранстве зала использовался светлый мрамор, позолота, лепной декор, роспись. Огромные хрустальные люстры отражают свет, делая помещение еще более светлым и просторным.

В павильонном зале находятся часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса. Это единственное в мире автоматического устройство XVIII века, сохранившееся до наших дней без изменений и в рабочем состоянии.

Лоджии Рафаэля представляют собой уникальное творение, созданное архитектором Джакомо Кваренги. В галерее, по задумке, должны быть представлены копии рафаэлевских фресок, которыми расписан папский дворец в Ватикане. Инициатором создания галереи стала Екатерина Великая. Просматривая альбом с гравюрами, она увидела оформление одного из залов ватиканского дворца, где на сводах были запечатлены сцены из Библии, а на стенах – орнаментный узор.

Папа Римский дал согласие на копирование лоджий и работ великого художника. Строительство корпусов началось в 1783 году и закончилось в 1792-м. Точной копии ватиканской галереи не получилось из-за размерных несоответствий и внесения изменений в архитектурную концепцию.

Галерея – длинный коридор, разделенный сводами. Арки расположены на равном расстоянии друг от друга и создают ощущение спокойной торжественности. Проемы вдоль наружной стены застеклены, а на противоположной находятся забранные зеркалами окна. Стены и своды покрыты орнаментной густой росписью.

Гербовый зал – парадное помещение для торжественных приемов площадью 1 000 квадратных метров. Интерьер пространства создан по проекту В. П. Стасова в 1839 году. У входов в зал размещены композиционные скульптуры древнерусских воинов со знаменами и гербами российских губерний. Изображения гербов отчетливо просматриваются на люстрах.

Александровский зал

Автор оформления Александровского зала – Александр Брюллов (1837 год). Огромное помещение, украшенное изящной белой лепниной, посвящено памяти Отечественной войны 1812 года и императора Александра I. В убранстве интерьера сочетаются мотивы классицизма и готики. На 24 медальонах во фризе запечатлены события войны и заграничных походов 1813-1814 годов.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Малахитовый зал, одно из лучших творений Александра Брюллова, представляет собой парадную гостиную императрицы Александры Федоровны. Главные элементы интерьерного пространства – колонны, камины, пилястры, драпировка, украшения в виде ваз из самоцветов. Торжественную нарядность залу придает сочетание насыщенного зеленого цвета камня с ажурной яркой позолотой.

Автор оформления гостиной Марии Александровны, супруги императора Александра II, Александр Брюллов. Интерьер зала имитирует убранство царских палат в Московском Кремле. Золоченая отделка стен, элементы филигранной резьбы в драгоценных окладах, низкий потолок с многочисленными сводами – все здесь напоминает старинные хоромы русских царей.

Концертный зал

Автор убранства Концертного зала – архитектор В. П. Стасов. Работы по отделке интерьера проводились в конце 30-х годов XIX века. Стены зала покрыты глянцевым искусственным мрамором, главные достопримечательности – скульптуры муз работы Германа, серебряные украшения, созданные русскими мастерами (находятся в застекленных витринах).

В основании зала – рака Александра Невского, отлитая мастерами Монетного двора из 90 пудов серебра высшей пробы. Саркофаг святого украшен барельефом с изображениями сцен военных действий, фигурами ангелов, держащих в руках тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому. Гробница – национальная святыня и величайшая сокровищница русского искусства XVIII века.

Белый зал Зимнего дворца создан архитектором А. Брюлловым в 1839 году на месте трех гостиных, соединенных между собой. Окна помещений выходят на Дворцовую площадь. С помощью пилонов и арок архитектор визуально разделили три разных интерьера, создав единую композиционную линию и сделав акцент на центральной части.

Оформление помещений напоминает стиль покоев древнеримских вилл с многочисленными пристенными колоннами, арочным потолком, декорированным орнаментной лепниной, статуями богов Олимпа. В убранстве Белого зала доминируют стили ампир и неоклассицизм. Торжественное открытие состоялось в 1841 году по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича с принцессой Марией фон Гессен.

Большой выставочный зал, расположенный на первом этаже музея, создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году. Здесь находится экспозиция, посвященная культуре Древнего Египта. В перечне экспонатов – саркофаги, предметы быта, украшения, посуда, инструменты, изготовленные в разные периоды (с IV тыс. до нашей эры и начала нашей эры).

Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э.) – лучшая египетская скульптура Эрмитажа, входящая в список мировых шедевров. Творение относится к периоду Среднего царства, когда наблюдался пик расцвета египетского искусства. В зале также находятся древняя статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах и деревянная статуэтка, изображающая жреца.

Рыцарский зал

Один из самых больших парадных залов Эрмитажа. Помещению изначально отводилась роль хранилища древних монет и образцов оружия. Постепенно экспозиция пополнялась доспехами, предметами турнирных боев, парадными костюмами, фамильными гербами и многими другими атрибутами рыцарской эпохи.

Три крупных зала Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, поэтому получили названия «Просветы» (один испанский, два – итальянских). Интерьеры украшают светильники из порфира и родонита, изготовленные в виде причудливых ветвистых деревьев, золоченые вазы-грифоны на каменных пьедесталах. В Большом и Малом Просветах представлена богатая коллекция полотен итальянских живописцев.

Зал Тициана – одно из помещений Большого Эрмитажа, оформленное Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы. Роскошная гостиная предназначалась для приема гостей высокого ранга. Первоначальное убранство сохранилось частично. При последней реставрации в 2003 году стены были перекрашены в первоначальный цвет, пурпурно-красный.

Автор проекта оформления зала Леонардо Да Винчи – Андрей Штакеншнейдер. Архитектор выбрал для стилизации выставочного пространства большой стиль французского искусства XVII века. Самые известные полотна экспозиции – «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Картины размещены на большом постаменте, рядом с окнами, выходящими на Неву и Петропавловскую крепость.

вторник, четверг – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов);

среда, пятница – с 10:30 до 21:00 (кассы работают до 20 часов);

суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов).

Выходной день – понедельник.

Музей находится на Дворцовой площади. Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская». Выйдя на Невский проспект, двигайтесь в сторону Невы, ориентируясь на золоченый адмиралтейский шпиль. Здание Зимнего дворца находится справа от Адмиралтейства.

Очереди в кассы Эрмитажа тянутся на сотни метров, а в выходные дни попасть в музей крайне сложно. На нашем сайте можно заказать билеты без стояния в многолюдной толпе, сэкономив драгоценное время. Купите билет у нас – и вы пройдете в главный музей Северной столицы без очереди.

Источник фотографий: фотобанк «ЛОРИ»

Оцените статью
Журнал для туристов