Любекский собор в городе Любек

Информация

Легенда

По легенде в VIII в. Карл Великий на охоте в Саксонском
герцогстве долгое время преследовал крупного оленя. Поймав оленя,
Карл не смог его убить и отпустил, повесив ему на рога золотую
цепочку.

Спустя четыреста лет венды и саксы обратились в христианство, а
на охоту отправился Генрих Лев. Углубившись в размышления, он
удалился от своей свиты. Генрих задумал возвести в Любеке церковь,
но у него не хватало на это средств. Тут Генриху явился огромный
олень с брильянтовым крестом в рогах. Генрих посчитал это знаком от
Господа и прицелился.

Убив животное, Генрих снял с его рогов крест,
и в ту же минуту олень поднялся и исчез в лесу. Теперь у Генриха
Льва было достаточно денег, чтобы начать строительство церкви, и он
сам заложил её первый камень. Этот камень был положен на месте, где
протекал святой для язычников ручей. Ручей и сейчас пытается
освободиться от этого груза, поэтому и покосились башни собора.

Любекский собор

Захватывающая многовековая история города, архитектура и развлечения притягивают туристов со всего мира.  Путешественников ждут старинные улицы, около тысячи исторических построек — средневековые купеческие дома, старинные готические церкви. В 1987 году ЮНЕСКО признал город объектом Всемирного наследия.

Кроме этого, город гордится музеями истории марципана, театральных кукол. Также в Любеке есть музей истории искусств и истории культуры, музей святой Анны.

Недалеко от Рыночной площади на улице Брайтештрасе находится церковь Святого Якоба, один из пяти лютеранских храмов исторического центра Любека. Он возведен в XIV столетии на месте сгоревшей деревянной базилики. Примечательно, что на колокольне храма установлены четыре медных шара, а основание конусообразной крыши имеет форму полукруглой выпуклости.

Оригинальное оформление, интерьеры храма не пострадали во время войны. На протяжении шести веков двери церкви Святого Якоба открыты для жителей Любека и его гостей.

Собор издавна считается «церковью моряков и рыбаков». Поскольку Любек был центром морской торговли, туда приходило множество торговых суден. Моряки после тяжелых походов благодарили Всевышнего за то, что остались в живых, а перед выходом в море просили попутного ветра и защиты от пиратов и морской стихии.

В северной части храма находится поминальная часовня. В ней установлена спасательная лодка с затонувшего барка «Памир». 22 сентября 1957 года четырехмачтовый торговый корабль попал в жуткий шторм. Из 86 членов экипажа удалось выжить лишь шестерым. В 2007 году лодку с барка «Памир», которая спасла шесть жизней, объявили Национальным мемориалом. Сюда приходят люди, чтобы почтить память всех моряков, чья жизнь трагически оборвалась в море.

Церковь Святого Якоба покровительствует не только морякам, но и паломникам. Считается, что храм находится на пути в испанский город Сантьяго-де-Компостелла, где, по преданию, захоронен Святой Иаков. Паломники из Скандинавии, следовавшие на могилу одного из апостолов Христа, останавливались на территории храма.

Их нелегкий путь проходил через всю Европу, и назывался «Путем Святого Иакова», отчего, скорее всего, церковь и получила название. Гостиница для паломников существует до сих пор.

В церкви установлены три органа. Старинные музыкальные инструменты выполнены в готическом стиле, ренессансе и барокко. Их уникальное звучание можно услышать во время богослужений или на концерте органной музыки. Считается, что на одном из органов играл Иоганн Себастьян Бах.

Любекский собор или Церковь святого Николая – главный собор города, расположенный в центральной части Любека. Храм начали строить в 1173 году по распоряжению Генриха Льва, крупного местного феодала того времени.

Легенда гласит, что Генрих мечтал построить собор, но денег у него не было. Однажды во время охоты герцог отстал от своей свиты, и навстречу ему вышел олень с золотой цепью и бриллиантовым крестом на рогах — так деньги нашлись сами.

Крест принадлежал самому Карлу Великому, который до этого, встретив оленя, снял с себя крест и повесил его на рога животному. Чем олень заслужил такую милость от могущественного правителя, способного за один день казнить свыше 4 тысяч человек, оставалось загадкой.

К тому же животное могло быть лишь видением, в котором герцог увидел знак, что нужно строить собор. Кто такой олень Святого Губерта и почему у его оленя между рогами светится крест, с удовольствием расскажут экскурсоводы Любекского собора.

Это самый длинный краснокирпичный собор в мире, его длина составляет 130 метров.

В результате того же авиаудара по городу в 1942 году собор был разрушен. Реконструкция закончилась в 1982 году. Кроме прихожан церкви, сегодня каждый желающий может прийти в храм, чтобы насладиться его красотой. Любекский собор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Любекский собор в городе Любек

В 1160 г. епископ Герольд перенёс столицу своего
епископства из Ольденбурга в Любек. В 1173 г. основатель Любека
Генрих Лев выступил заказчиком строительства в городе кафедрального
собора Любекского епископства. Как епископальная церковь она
посвящена Иоанну Крестителю, а как приходская — св. Николаю.

Появившийся к 1230 г. собор в романском стиле был перестроен в
1266—1335 гг. в готическую зальную церковь:боковые нефы были
подняты до высоты среднего нефа (приблизительно на 20 м). В
середине XIV в. при епископ Генрих II Боххольт потратил 28
тысяч марок на возведение восточных хоров в готическом стиле, за
счёт которых здание увеличилось в длину вдвое.

В центре хоров под
латунной надгробной плитой (предположительно работы Ганса
Апенгетера) находится могила епископа. Граница между двумя частями
собора видна с первого взгляда: ранняя часть сооружения опирается
на массивные прямоугольные опоры, а поздняя — на более стройные
круглые готические колонны.

До Реформации соборный капитул подчинялся исключительно
епископу, после неё и до 1803 г. собор находился в совместной
собственности города и капитула, а после упразднения капитула
перешёл в собственность города.

В течение многих веков Любекский собор подвергался воздействию
неблагоприятных условий прибалтийской природы. В 1611 г. пришлось
заменить крышу северной башни, в 1648 г. оторвало флюгер, а к 1766
г. были снесены ветхие малые боковые башни.

В ночь вербного воскресенья с 28 на 29 марта 1942 г. во время
бомбардировки Любека, разрушившей пятую часть исторического центра
города, несколько бомб упало в непосредственной близости от собора
и вызвали обрушение восточной части сводов хора на главный алтарь
1696 г. Пожар в соседних помещениях собора, занятых музеем,
перекинулся на стропила.

К середине дня обрушились башни, орган
работы Арпа Шнитгера и его помощника Ганса Гантельмана стал
добычей пожара. Однако большую часть внутреннего убранства
(триумфальный крест и практически все средневековые створчатые
алтари) удалось спасти. Уже после войны в 1946 г. незакреплённый
фронтон северного поперечного нефа рухнул на притвор, почти
полностью разрушив его.

Средневековый клуатр в южной части церкви соединяет её с
Музеем природы и окружающей среды Любека и Архивом
ганзейского города Любека.

Церковь Святого Петра

В центре старого города расположена одна из самых известных достопримечательностей Любека – церковь Святого Петра. История церкви начинается с момента основания города. Летописи утверждают, что на этом месте в XII веке был возведен трехнефный храм в позднероманском стиле. В XV веке храм полностью перестроили в готическом стиле.

До наших дней культовое сооружение XV века не сохранилось, поскольку война превратила его в руины: в 1942 году здание было уничтожено, так как попало под обстрел английских военно-воздушных сил. Только в 1987 году церковь Святого Петра полностью восстановили.

Сегодня в храме не проводятся богослужения, зато организовываются различные культурные мероприятия.

С высоты 50 метров, самой высокой точки Любека, открывается прекрасная панорама старого города и окрестностей. Стоит отметить, что реконструкция здания велась с учетом современных требований, поэтому местные жители и гости города имеют возможность подняться на площадку как по ступенькам, так и на лифте. Подъем на лифте обойдется в 3 евро, но в 2019 году цену могут изменить.

Бургклостер

Бургклостер – замковый монастырь с неповторимой историей, построенный в 1229 году. После Реформации в Германии в начале XVI века, когда в результате народных возмущений имущество церквей и монастырей отдавалось больницам и училищам, Бургклостер преобразовали в богадельню.

В XIX веке в здании расположился суд. Во время войны помещение суда захватили нацисты и устроили в нем тюрьму для евреев и тех, кто считался неблагонадежным. В конце войны замок пострадал от бомбардировки.

К монастырю примыкает современная постройка – музей археологии, в котором выставлены древности, найденные во время раскопок на территории Любека.

Любек называют городом семи шпилей, два из которых возвышаются над церковью Святой Марии (Мариенкирхе) – «матерью северогерманской кирпичной готики». Церковь была построена в XIII веке, в период расцвета Ганзейского торгового союза.

Поскольку Любек считался столицей Ганзы, для большого города нужна была большая церковь. Маленькой романской церквушки, которая стояла на тот момент, было недостаточно. Существует версия, что небольшая церковь сгорела в пожаре, и на ее месте решили строить новую. По проекту здание должно было не только вмещать большое количество людей, но и украшать столицу Ганзейского союза.

Церковь Святой Марии, высота башен которой составляет 125 метров, восхищала масштабами и величеством. Глядя на нее, многие сомневались в том, что она построена людьми. Считалось, что строительству помогали высшие силы.

Среди местных ходила легенда, что все жители города собрались вместе, чтобы поскорее построить церковь. Горожане работали не покладая рук. Однажды стройку посетил дьявол и поинтересовался, что это за здание, и кто-то в шутку сказал, что это кабак. Дьявол обрадовался, ведь в таком заведении всегда море выпивки, а где выпивка, там и развлечения. А так как грешники любят такие места, сатана подумал, сколько душ сможет загубить, и решил помочь.

Церковь стала подниматься в небо просто на глазах, но однажды черт увидел, что строится вовсе не кабак, а дом его лютого врага. В гневе дьявол схватил огромную балку и хотел было разнести все вокруг, но один смельчак обратился к нему: «Не разрушай храм, хочешь кабак – будет тебе кабак». Рядом с храмом построили таверну, которая работает и сегодня. А в балке, если присмотреться, можно увидеть следы когтей обманутого черта.

Рухнула крыша, вдребезги разбились витражи, с колокольни упали колокола, много ценных предметов искусства были утеряны из-за пожара. В 1947 году началась реконструкция, которая продолжалась 12 лет. В 1951 год храм восстановили.

Восстановление после 1945 г[править]

Восстановление собора продлилось несколько десятилетий,
поскольку приоритет был отдан реконструкции Церкви Святой Марии.
Сначала была проведена реставрация башен и восточного фасада
церкви, затем были восстановлены восточные хоры и, наконец, придел
с северной стороны собора. Восстановление собора было завершено в
1982 г.

Вопрос восстановления шнитгеровского органа рассматривался в
2002 г. Несмотря на то, что по заключению специалистов это не
представляет технических сложностей, но не представляется
необходимым с точки зрения охраны памятников архитектуры, в связи с
чем был принят к разработке проект нового органа, который бы
воспроизводил звучание исторического органа и его внешний облик, но
по сути являлся бы самостоятельным архитектурным элементом собора
XXI в. Орган, спроектированный гамбургским архитектором Бернардом
Хирше, будет установлен в соборе в 2008 г.

По своим размерам Любекский собор меньше церкви Св. Марии, как и
было задумано изначально городским муниципалитетом в ходе
средневековой борьбы за власть между городским муниципалитетом и
церковью.

Любекский собор в городе Любек

Вид на Любекский собор с церкви Св. Петра

Восстановление собора продлилось несколько десятилетий, поскольку приоритет был отдан реконструкции Церкви Святой Марии. Сначала была проведена реставрация башен и восточного фасада церкви, затем были восстановлены восточные хоры и, наконец, придел с северной стороны собора. Восстановление собора было завершено в 1982 г.

Вопрос восстановления шнитгеровского органа рассматривался в 2002 г. Несмотря на то, что по заключению специалистов это не представляет технических сложностей, но не представляется необходимым с точки зрения охраны памятников архитектуры, в связи с чем был принят к разработке проект нового органа, который бы воспроизводил звучание исторического органа и его внешний облик, но по сути являлся бы самостоятельным архитектурным элементом собора XXI в. Орган, спроектированный гамбургским архитектором Бернардом Хирше, будет установлен в соборе в 2008 г.

По своим размерам Любекский собор меньше церкви Св. Марии, как и было задумано изначально городским муниципалитетом в ходе средневековой борьбы за власть между городским муниципалитетом и церковью.

Убранство собора[править]

По богатству своего убранства Любекский собор занимает второе место среди любекских церквей после церкви Св. Марии. Художественный интерес представляют каменные саркофагилюбекских епископов в погребальных капеллах собора; среди прочих там покоится дед Екатерины II.

В центре главного нефа собора (длина 130 метров) находится 17-метровый триумфальный крест любекского художника Бернта Нотке. Донатором креста, установленного в соборе в 1477 г., выступил любекский епископ Альберт II Круммендик, увековеченный в кресте рядом с Марией Магдалиной, моделью для которой послужила согласно легенде конкубина епископа. Атрибуция креста художнику состоялась лишь в XX в.[1]

В 1477 г., одновременно с крестом, по заказу любекского бургомистра Андреаса Гевердеса Бернт Нотке создал деревянную резьбу леттнера по образцу Магдебургского собора в родном городе Гевердеса. Астрономические часы в южной части леттнера датируются 1628 г.
В соборе находится бронзоваякупель работы Лоренца Грове 1455 г.

Хотя после Второй мировой войны знаменитый алтарь Ганса Мемлинга из капеллы Гревераде в северном боковом нефе переместился в экспозицию средневекового отдела Музея истории искусства и культуры в любекском монастыре Св. Анны, в соборе осталось много других достойных внимания алтарей.

  1. Otto Grautoff: Lübeck, Leipzig 1908, стр.72
  • Johannes Baltzer und Friedrich Bruns: Die Bau- und Kunstdenkmäler der Freien und Hansestadt Lübeck. Herausgegeben von der Baubehörde. Band III: Kirche zu Alt-Lübeck. Dom. Jakobikirche. Ägidienkirche. Verlag von Bernhard Nöhring: Lübeck 1920, S. 9-304. Unveränderter Nachdruck 2001: ISBN 3-89557-167-9
  • Paul Brockhaus (Hrsg.): Vom Lübecker Dom, Lübeck 1958
  • Rafael Ehrhardt: Familie und Memoria in der Stadt. Eine Fallstudie zu Lübeck im Spätmittelalter. Dissertation, Göttingen 2001. mit einer Prosopografie der Ratsfamilien von Alen, Darsow, Geverdes, Segeberg und Warendorf.
  • Wolfgang Grusnick, Friedrich Zimmermann: Der Dom zu Lübeck, Verlag Langewiesche, Königstein i.T., 1996, ISBN 3-7845-0827-8
  • Matthias Riemer: Domus Dei — Bei Gott zu Hause. Raumkonzepte im Lübecker Dom — eine Annäherung. In: Das Gedächtnis der Hansestadt Lübeck: Festschrift für Antjekathrin Graßmann zum 65. Geburtstag. In Verbindung mit dem Verein für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde und dem Hansischen Geschichtsverein hrsg. von Rolf Hammel-Kiesow und Michael Hundt. Lübeck : Schmidt-Römhild, 2005, ISBN 3-7950-5555-5
  • Heinrich Christian Zietz: Ansichten der Freien Hansestadt Lübeck und ihrer Umgebungen. Frankfurt a. M. 1822.

]] По богатству своего убранства Любекский собор занимает второе
место среди любекских церквей после церкви Св. Марии. Широко
известны каменные саркофаги в погребальных капеллах собора.

В центре главного нефа собора находится 17-метровый триумфальный
крест любекского художника Бернта Нотке. Донатором креста,
установленного в соборе в 1477 г., выступил любекский епископ
Альберт II Круммендик, увековеченный в кресте рядом с Марией
Магдалиной, моделью для которой послужила согласно легенде
конкубина епископа. Атрибуция креста художнику состоялась лишь в ХХ
в.

В 1477 г., одновременно с крестом, по заказу любекского
бургомистра Андреаса Гевердеса Бернт Нотке создал деревянную
резьбу леттнера по образцу Магдебургского собора в родном городе
Гевердеса. Астрономические часы в южной части леттнера датируются
1628 г. В соборе находится бронзовая купель работы Лоренца Грове
1455 г.

Любекский собор в городе Любек

Хотя после Второй мировой войны знаменитый алтарь Ганса Мемлинга
из капеллы Гревераде в северном боковом нефе переместился в
экспозицию средневекового отдела Музея истории искусства и культуры
в любекском монастыре Св. Анны, в соборе осталось много других
достойных внимания алтарей.

Заключение

Замки и соборы, построенные из красного кирпича в сочетании с белой штукатуркой, создают ощущение праздника. Прогуливаясь по старинным улицам Любека, туристы наслаждаются красотой удивительных готических зданий. В далекие времена город неоднократно горел в огне. Во время Второй мировой войны Любек был на четверть разрушен авиаударами, но, несмотря на все испытания, выстоял.

С 1949 по 1987 год город восстанавливал былое величие. Память, любовь и уважение к мастерам, возводившим сказочные готические строения, невозможно уничтожить.

Праздничная любекская атмосфера – не только пример профессионального мастерства архитекторов и реставраторов, но и пример того, что ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться. Главное, всегда стремиться вверх, как это делает восставший из руин город семи шпилей.

Библиография

  • Johannes Baltzer und Friedrich Bruns: Die Bau- und
    Kunstdenkmäler der Freien und Hansestadt Lübeck.
    Herausgegeben
    von der Baubehörde. Band III: Kirche zu Alt-Lübeck. Dom.
    Jakobikirche. Ägidienkirche. Verlag von Bernhard Nöhring: Lübeck
    1920, S. 9-304. Unveränderter Nachdruck 2001: ISBN
    3-89557-167-9
  • Paul Brockhaus (Hrsg.): Vom Lübecker Dom, Lübeck
    1958
  • Rafael Ehrhardt: Familie und Memoria in der Stadt. Eine
    Fallstudie zu Lübeck im Spätmittelalter.
    Dissertation,
    Göttingen 2001.
    mit einer Prosopografie der Ratsfamilien von Alen, Darsow,
    Geverdes, Segeberg und Warendorf.
  • Wolfgang Grusnick, Friedrich Zimmermann: Der Dom zu
    Lübeck
    , Verlag Langewiesche, Königstein i.T., 1996, ISBN
    3-7845-0827-8
  • Matthias Riemer: Domus Dei — Bei Gott zu Hause. Raumkonzepte
    im Lübecker Dom — eine Annäherung.
    In: Das Gedächtnis der
    Hansestadt Lübeck: Festschrift für Antjekathrin Graßmann zum 65.
    Geburtstag
    . In Verbindung mit dem Verein für Lübeckische
    Geschichte und Altertumskunde und dem Hansischen Geschichtsverein
    hrsg. von Rolf Hammel-Kiesow und Michael Hundt. Lübeck :
    Schmidt-Römhild, 2005, ISBN 3-7950-5555-5
  • Heinrich Christian Zietz: Ansichten der Freien Hansestadt
    Lübeck und ihrer Umgebungen.
    Frankfurt a. M. 1822.
Оцените статью
Журнал для туристов