Правила дорожного движения в европе

Информация

Автомагистрали в Европе

Магистраль не имеет пересечения с другими дорогами в одной плоскости, т.е. перекрестков. Все въезды и выезды с магистрали осуществляются только через дорожные развязки.

Все повороты на магистрали — только правые (т.е. съезд с магистрали и выезд на нее — осуществляются только правыми поворотами).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Все съезды и выезды с магистрали (не важно, на заправку ли, на площадку для отдыха или на другую дорогу (на развязку)) оборудованы длинными тормозными (или разгонными) полосами.

Радиусы поворотов дороги на магистрали, как правило, составляют не менее 500-600 метров (т.е. там нет резких поворотов, все изменения направления движения очень плавные). 

Продольные уклоны редко превышают 5%, хотя, в некоторых странах (в горной местности), встречаются магистрали и с уклонами до 7%. Но это встречается не так часто, и по возможности, дорожные строители пытаются избегать таких уклонов.

Магистраль имеет несколько полос (как минимум две) для движения в каждом направлении, разделитель встречных потоков, и, почти на всех этапах где это технологически возможно, широкую асфальтированную обочину (практически, это еще один ряд движения, при необходимости, например, ремонта основного полотна).

В пределах населенных пунктов (если магистраль проходит через них), вдоль магистрали установлены шумозащитные экраны.

На тех участках, где магистраль проходит вдоль леса, установлены заграждения, препятствующие выходу на дорогу диких животных.

На магистралях дорожные знаки всегда ставятся и справа, и слева по ходу движения, так что не заметить их сложно.

Дорога для автомобилей — это улучшенная дорога, т.е. дорога, которая лучше, чем обычная, но хуже, чем магистраль. В России тоже предусмотрены такие дороги, но по факту их немного. В Европе, этот вид дорог встречается довольно часто, хотя в некоторых странах, вообще нет такого понятия.

Как правило, дорога для автомобилей имеет две полосы (хотя, встречаются и однополосные). Скоростной режим выше, чем на обычных дорогах, (100-120 км/ч), но ниже чем на магистралях. Повышенный скоростной режим обеспечивается за счет дополнительных мер безопасности (по сравнению с обычной дорогой). 

Грубо говоря, скоростная дорога для автомобилей — это недоделанная магистраль (дорога, не соответствующая всем требованиям, предъявляемым к магистралям), но по качеству инфраструктуры превышающая обычную дорогу.

Особенности движения по магистралям Европы

— на магистралях всегда шикарные. На обычных, второстепенных дорогах, ситуация с разметкой из серии «как повезет» (встречаются дороги со слабой разметкой даже в западной Европе, не говорю уже о балканских странах), но на магистралях за разметкой везде следят. Качество покрытия магистралей — всегда отменное.

Рядность движения

По магистрали принято двигаться в правом ряду, если он свободен. За движение в среднем или левом ряду при свободном правом, во многих странах предусмотрен штраф.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Вы и сами увидите, как местные водители, завершив очередной обгон, сразу перестраиваются в правый ряд (если он свободен). Никто не едет по среднему (или, тем более, по левому ряду), просто так, на пустой дороге. Это наказуемо.

Скоростной режим

Скоростной режим на магистралях ограничен, как правило, значениями 120-140 км/ч (в зависимости от правил конкретной страны). В большинстве стран, это скорость 130 км/ч. Ограничение в 140 км/ч встречается только в Болгарии и Польше.

В Германии (единственная страна) на некоторых участках магистралей (автобанов), скоростной режим не ограничивается, но рекомендованная скорость движения по ним составляет 130 км/ч. 

Поток по магистрали (в общем случае), при достаточной ее загруженности распределяется следующим образом:

  • Правый ряд — идут грузовики и автобусы со скоростью 90-110 км/ч, (в ПДД многих стран, скорость движения для этих видов транспорта ограничена этими значениями). 
  • Средний ряд — идут легковые автомобили со скоростью 120-130 км/ч (в Германии, на участках где скорость не ограничена — 150-160 км/ч в основном). 
  • Левый ряд — свободен, и предназначен для обгона легковыми автомобилями (практически везде, грузовикам и автобусам запрещено движение в левом ряду по магистрали, даже для обгона — имеются в виду трехполосные магистрали). 

Хотя… сколько магистралей — столько и ситуаций. Все описать невозможно. Следите за знаками, их там в изобилии.

Минимальная скорость движения на магистрали тоже ограничена. 

Обычно, нижний порог разрешенной скорости колеблется в пределах от 40 до 80 км/ч. За нарушение предусмотрен штраф (также, как и за превышение скорости).

Во многих странах, существует требование ПДД снижать скорость движения на магистрали во время осадков (дождя, снега), до 100-110 км/ч. Впрочем, знаки, предупреждающие об этом, вы там увидите.

Дистанция

Правила дорожного движения в европе

Если это предписывается дорожными знаками, то на магистрали необходимо выдерживать заданную разметкой дистанцию (камеры контролируют).

Эти же «галочки» идут далее по всему ряду (в данном случае, требование держать дистанцию не менее заданной, действует до проезда туннеля, который находится впереди).

Если же знаков нет, то (в большинстве стран) на магистрали нужно выдерживать дистанцию не менее 2-3 секунд (это примерно, 60-100 метров) до впереди идущего автомобиля. Да и просто неразумно ехать ближе, на больших скоростях.

Развороты

Развороты на магистралях запрещены. Там, как правило, и нет такой возможности (идет сплошной разделитель потоков), но иногда в нем встречаются разрывы. Это для спецтехники (когда чистят дорогу и т.п.), не для всех. 

Да и невозможно там развернуться, не создав аварийной ситуации. Поэтому, развороты на магистралях выполняются только через дорожные развязки. То есть, нужно съехать с магистрали, и заехать на нее в обратном направлении. 

Правила дорожного движения в европе

Поэтому, при движении по магистралям, нужный поворот лучше не проскакивать. Движение до следующего места, где можно будет развернуться, а потом обратно, легко прибавит 20-40 км к общему пробегу.

Как такового, обгона на магистралях нет (там нет встречного движения), по понятиям российских ПДД, это называется «опережение». Тем не менее, в Европе используется термин «обгон». 

Перед началом обгона, убедитесь, что вас никто уже не обгоняет, и даже не намеревается этого делать т.е. не включил левый «поворотник» (впрочем, это общее правило на все случаи и времена). Явных «гонщиков» (какие встречаются у нас) там практически нет, повывели, но тем не менее.

Ехать сзади кого-то на неприлично близкой дистанции, или «висеть» сзади слева, или просто слева на траверзе, тоже не принято, начал обгон — закончи его. Или не начинай совсем. 

Кстати, мой автомобиль, периодически заставляет местных водителей нарушать это правило. Не часто увидишь «Волгу» на дорогах Европы (никогда), поэтому, они «подвисают» сзади слева, достают фотоаппарат и только потом начинают обгон, фотографируя авто.

Моргать дальним светом, требуя уступить дорогу для обгона — моветон. Если нужно кого-то обогнать, то пристраиваетесь сзади (не вплотную, но на меньшую, чем принято дистанцию), и включаете левый «поворотник».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

После чего ждете, пока вам не уступят дорогу. И ее вам обязательно уступят, как только появится такая возможность.

В общем случае, при достаточно большой загруженности магистрали (бывает и такое), правый ряд (грузовики, автобусы) идет порядка 100-110 км/ч, средний 120-130 км/ч, а левый 130-140 км/ч.

Больше чем на 10 км/ч, скорость редко кто превышает, поэтому обгоны «как у нас» (когда в зеркале заднего вида появляется точка, а через 5-10 секунд «гонщик» уже подпирает вас в задний бампер) нехарактерны и редки.

Обгоняющая машина появляется в зеркале заднего вида и приближается не со скоростью реактивного самолета, а весьма постепенно. Есть время завершить свой обгон, и уступить дорогу.

А если и не успеете, то и не страшно. Никто сигналить или моргать дальним не будет. Догонят, притормозят, пристроятся сзади, включат левый поворотник, и будут ждать, пока вы не закончите обгон. И уж тем более, никто не будет вас потом «учить» (подрезать, притормаживать впереди и т.п.). 

Движение в туннелях

Для России (во всяком случае, для европейской ее части), тоннели достаточно нехарактерное явление, но в Европе их масса. По сути, никаких особых правил там нет, но: 

  • фары в тоннеле должны быть всегда включены (даже днем, даже если тоннель имеет искусственное освещение, даже в тех странах, где допускается движение днем без фар, в общем — всегда);
  • остановка в тоннелях запрещена (за исключением аварийной, и только на специально оборудованных местах для нее — они всегда предусмотрены, если тоннель достаточно длинный);
  • скорость превышать нельзя (зачастую там висят камеры);
  • обгон может быть запрещен, но может быть и разрешен (это смотреть по знакам и разметке);
  • обращать внимание на светофоры перед въездом и при въезде в тоннель (они горят красным, если какой-то ряд закрыт для движения). 

Еще одна особенность, которую вы, скорее всего, хоть раз, но увидите при движении по магистралям, это та, что водители впереди идущих автомобилей предупреждают идущих сзади о том, что впереди на дороге есть неожиданное препятствие.

Делается это, путем кратковременного включения аварийной сигнализации. Выглядит это так: идя по магистрали, вы можете вдруг заметить, что на впереди идущих автомобилях начала включаться «аварийка»: на одном, на другом, на третьем… 

Это значит, что впереди есть какое-то неожиданное препятствие на дороге (как правило, это авария). Ваши действия при этом:

  • тоже включить «аварийку» (т.е. передать сигнал об опасности дальше назад);
  • приготовиться сбросить скорость и перестроиться при необходимости;
  • отказаться от намерения выполнить обгон (если вы вдруг собирались его начать), или прекратить обгон (если вы его только начали);
  • после включения «аварийки» сзади идущим водителем, выключить свою.

Включив аварийную сигнализацию, вы увидите, что впереди идущие, увидев, что вы приняли их сигнал об опасности (включили «аварийку»), выключат свою. 

Включив «аварийку», посмотрите в зеркало заднего вида: когда увидите, что сзади идущий водитель тоже включил аварийную сигнализацию, можете свою выключить. 

Правила движение в Европе. В Европу на своем авто. Особенности дорожного движения в Европе. Парковки в Европе. Скорость движения на дорогах Европы.

Таким образом, информация о проблеме на дороге, передается по цепочке от идущих впереди, к идущим сзади. Очень интересный и правильный момент, поскольку скорости на магистрали достаточно велики и аварии там, соответственно, тоже шикарны («тычками» дело не обходится). 

На магистралях благодарить за обгон (или еще за что-то) включением «аварийки» не принято (выше написано почему). Да и не совершает там никто «подвига», позволив вам себя обогнать. Не за что и благодарить.

Тем не менее, если вдруг вам очень хочется сказать кому-то «спасибо», то это делается поочередным включением «поворотников»: левый-правый, левый-правый, левый-правый (или правый-левый — очередность не имеет значения).

Вы не раз увидите, как это делают местные водители в Европе. Хотя, бывает, иногда они благодарят и «аварийкой», но не магистралях, а на обычных дорогах или в городе. 

Ремонт дорог

В случае ремонта дороги на магистрали (не важно, ремонта дорожного покрытия, или разделителя потоков или бокового ограждения), знаки, предупреждающие об этом, начинаются за 3-5 километров до начала ремонтных работ. Длина участка, закрываемого для ремонта, обычно 5-10 км. 

За 2-3 километра до начала ремонтируемого участка начинаются знаки ограничения скорости, скорость потока снижается до 50-70 км/ч (редко ниже).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Одновременно, начинается сужение дороги, т.е. знаки показывающие, какой ряд закрыт, а в какой можно перестроиться. Разметка меняется на желтую. Иногда, один ряд идет по своей полосе, а один ряд по встречной. 

Слева бетон, справа грузовик, ширина два метра, скорость грузовика 80 км/ч. Обгоняй. И обгонял же… да на скорости и под 100. А местные боятся обгонять грузовики на таких участках. Видите, какой замечательно пустой левый ряд впереди? Нежные они. Не привыкли к трудностям…

Штрафы за нарушение ПДД в странах Европы

Не является большим секретом тот факт, что при измерении скорости полицейскими радарами, при их настройке учитывается погрешность измерения скорости радаром. Но не та, которая указана в технических характеристиках радара (производителем), а та, которая установлена (принята) в стране законодательно. 

Установленные погрешности, учитываемые полицией при настройке радара, иногда различаются в зависимости от вида используемого радара (лазерный, обычный, мобильный), и от значения измеренной радаром скорости (до 100 км/ч, более 100 км/ч), а иногда они устанавливаются едиными — зависит от законодательства конкретной страны.

Кроме того, при настройке радара, полицейские учитывают и нештрафуемый порог превышения (как правило, это значения до 1-3 км/ч в большинстве стран), который также устанавливается законодательно.

Vрадар = Vогр. ΔV Vдоп. (км/ч)

Где: Vрадар — скорость, при которой сработает камера;   Vогр. — ограничение скорости на данном этапе;  ΔV — принятая (установленная законом в данной стране) погрешность измерения скорости, принимаемая в расчет при определении величины превышения скорости; Vдоп. — допустимая скорость превышения — величина, с которой начинается нарушение (превышение).

Vпрев. = Vрадар — ΔV — Vогр. (км/ч)

Где: Vпрев. — величина превышения скорости;Vрадар — скорость зафиксированная радаром;Vогр. — значение ограничения скорости на данном участке;ΔV — принятая погрешность измерения скорости, принимаемая в расчет при определении величины превышения.

Если величина превышения скорости (Vпрев. ) больше или равна максимальной допустимой скорости превышения (Vдоп. ) установленной в данной стране, то автовладельцу выписывается штраф.

Следите по цифрам на квитанции, левая колонка:

  • 54 км/ч — измеренная радаром скорость;
  • -3 км/ч — вычитаемая погрешность измерения (судя по величине погрешности — это был стационарный лазерный радар);
  • 51 км/ч — скорость после вычитания установленной погрешности радара.

Правая колонка цифр (обведена кружком):

  • 51 км/ч — скорость после вычитания погрешности;
  • 50 км/ч — ограничение скорости на контролируемом радаром участке;
  • 1 км/ч — величина превышения скорости автовладельцем (за что штрафуют).

Итого, сумма штрафа за превышение скорости на 1 км/ч составила 40 CHF (швейцарских франков), или примерно 37 евро (суммы указаны парой строчек выше).

То есть, возьмем, например, Испанию. Там погрешность радара на скоростях до 100 км/ч установлена равной 7 км/ч (эту величину полиция обязана отнимать от измеренного радаром значения скорости). А допустимый порог превышения скорости равен 1 км/ч (превысите ограничение на 1 км/ч и более — получите штраф).

Таким образом, испанский полицейский устанавливая камеру на участке, где скорость ограничена значением 90 км/ч (на обычной загородной дороге) устанавливает значение фиксируемой камерой скорости равное 98 км/ч.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

98 км/ч (настройка радара) — 7 км/ч (установленная погрешность) = 91 км/ч (скорость с учетом погрешности) — 90 км/ч (ограничение на участке) = 1 км/ч (превышение скорости) = штраф 100 евро. Ну это ладно. 

Но ведь это также значит, что в данном случае можно ехать и со скоростью 95-96 км/ч, и при этом не получить штраф. Ведь радар-то настроен на скорость 98 км/ч.

И так далее везде. В каждой стране есть свои установленные законом лимиты ненаказуемого превышения скорости. И если их знать, то можно ехать чуть быстрее, не рискуя при этом схлопотать штраф за превышение. А если еще учесть погрешность вашего спидометра… то можно ехать еще быстрее. 

Рекомендую вам ее внимательно изучить, если этот вопрос вас заинтересовал.

Здесь же просто приведу сводную таблицу с информацией по настройке радаров полицией всех континентальных европейских стран, (начиная от какой скорости будет выписан штраф за превышение). 

Используйте данные, приведенные в таблице ниже, с учетом информации приведенной в заметке про погрешности радаров по ссылке выше (то есть, оставляйте всегда запас по скорости).

ВНИМАНИЕ!

Использование данных о настройках радаров приведенных далее, выполняется на ваш личный страх и риск.
Автор не может дать 100% гарантию отсутствия проблем при их использовании в реальной жизни (хотя сам этими данными регулярно пользуется).

Данные приведены на февраль 2018 года. 

Поскольку в некоторых странах принято различать допустимую погрешность в зависимости от типа используемого радара, но учитывая тот факт, что мы не можем знать какого именно типа радар определяет скорость на данном участке, в таблице для таких стран учтена минимально допустимая погрешность измерения (т.е. взят наихудший вариант).

В таблице указаны значения через дробь: «ограничение скорости» / «настройка радаров контролирующих скорость», с учетом допусков установленных в каждой стране по которой такая информация известна.

Если информации по стране нет, то через дробь указан знак вопроса: «?». Если дорог определенного типа в стране нет, то в ячейке стоит прочерк.

Страна Ограничение скорости / Настройка радара   
  Правила дорожного движения в европе Правила дорожного движения в европе Правила дорожного движения в европе Правила дорожного движения в европе
Австрия 50 / 54 100 / 105 130 / 135
Албания 40 / ? 80 / ? 90 / ? 110 / ?
Андорра 50 / 56 90 / 96
Белоруссия 60 / 71 90 / 101 120 / 131
Бельгия 50 / 56 90 / 96 120 / 128 120 / 128
Болгария 50 / 54 90 / 94 120 / 125 140 / 146
Босния и Герц. 50 / 61 80 / 91 100 / 111 130 / 141
Венгрия 50 / 54 90 / 94 110 / 115 130 / 135
Германия  50 / 54 100 / 105 130 / 135
Греция 50 / 54 90 / 94 110 / 115 130 / 135
Дания 50 / 59 80 / 89 110 / 119 130 / 139
Испания 50 / 58 90 / 98 100 / 109 120 / 130
Италия 50 / 56 90 / 96 110 / 117 130 / 138
Латвия 50 / 61 90 / 101 110 / 121
Литва 50 / 61 90 / 101 120 / 131 130 / 141
Лихтенштейн 50 / 54 80 / 84
Люксембург 50 / 54 90 / 94 130 / 135
Македония 50 / 52 80 / 82 100 / 102 130 / 132
Молдавия 50 / 60 90 / 100 110 / 120
Нидерланды 50 / 57 80 / 87 100 / 108 130 / 136
Норвегия 50 / 54 80 / 84 100 / 104
Польша 50 / 61 90 / 101 100 / 111 140 / 151
Португалия 50 / 70 90 / 110 100 / 120 120 / 140
Румыния 50 / 60 90 / 100 130 / 140
Сербия 50 / 52 80 / 82 100 / 102 120 / 122
Словакия  50 / 54 90 / 94 130 / 135 130 / 135
Словения 50 / 56 90 / 96 110 / 118 130 / 138
Турция 50 / 56 90 / 100 110 / 122 120 / 133
Финляндия 50 / 60 80 / 90 120 / 131
Франция 50 / 56 80 / 86 110 / 117 130 / 138
Хорватия 50 / 61 90 / 101 110 / 124 130 / 146
Черногория 50 / ? 80 / ? 100 / ? 130 / ?
Чехия 50 / 54 90 / 94 130 / 135 130 / 135
Швейцария 50 / 54 80 / 84 100 / 105 120 / 125
Швеция 50 / 54 70 / 74 110 / 115
Эстония 50 / 57 90 / 97 110 / 117

Обратите внимание, что по достижению скорости на которую настроен радар (указанной в таблице через дробь), это уже будет штраф.

Для езды без нарушений (без штрафов), необходимо держать скорость (с учетом погрешности вашего спидометра), как минимум на 1-2 км/ч, (а лучше на 3-5 км/ч) ниже, чем настроен полицейский радар.

Про

погрешность спидометра

— что это такое, откуда она берется, и как ее можно узнать, можно прочитать в заметке по ссылке.

 *   *   *   *   *

Вот и всё. На этом, я закончу данную заметку. Нужна ли вам информация из нее полностью, или только из первой части — решать вам. Если не уверены, если не поняли что-то, если не знаете что делать — пользуйтесь информацией из первой части заметки (то есть просто держите скорость по правилам).

Если вы отдаете себе отчет в своих действиях, и понимаете что делаете — смело используйте и информацию из второй части, но только на свой страх и риск. Но, в принципе, все изложенное во второй части заметки, я уже проверил на себе лично. Это работает. Пользуйтесь, но осознанно, вдумчиво, не слепо.

Данные приведены на 2018 год, но если что, то уменьшаться размеры штрафов точно не будут. Ниже рассматриваются данные только по странам континентальной части Европы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Такую островную экзотику как, например, Исландия или Мальта я просто отбросил, поскольку основная тема этого сайта — самостоятельные поездки на автомобиле по Европе, что подразумевает собой перемещение по ее континентальной части.

1. Все штрафы пересчитаны из местных валют в единую — в евро, и в некоторых случаях немного округлены для удобства восприятия.
2. Все штрафы платятся, разумеется, в местных валютах.
3. Размеры штрафов за превышение скорости указаны для легковых автомобилей без прицепа. (В некоторых странах, штрафы для автомобилей с прицепом, для мотоциклов, автобусов и т.п. иногда различаются).
4. Все штрафы за превышение скорости, назначаются с учетом погрешности измерений скорости радаром, установленными в конкретной стране.

Для каждой из стран, по которым я ездил за время своих поездок, дано также краткое описание ощущений, которые вызвали поездки по этой стране. Если вам не нужна эта информация, просто пропускайте ее.

В 2014 году Австрию проходил транзитом, по пути из Братиславы в Венецию (через окраину Вены, далее через Грац на Филлах). В 2018-м прошел ее восточную часть с севера на юг по маршруту: Брно (Чехия) — Вена — Грац — Марибор (Словения).

Дороги в стране отличные, несмотря на весьма гористую местность. Полицейских живых не видел, засад на дорогах тоже. Камеры встречаются регулярно, но перед ними стоят предупреждающие знаки.

Водители водят аккуратно, чувствуется немецкая педантичность. Движение по Вене не вызывает раздражения или напряжения, хотя трафик там серьезный. Но организовано все хорошо, поэтому, больших проблем нет.

В Австрии размеры штрафов в каждой земле (области), устанавливаются местными властями. Таким образом, они могут несколько отличаться по размеру, и за одно и то же нарушение, например, в Вене и в Зальцбурге, можно получить разный штраф.

Оплата штрафа на месте: разрешена и приветствуется. 

Скидка при оплате на месте: есть.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Полицейский при оплате штрафа на месте выпишет официальную квитанцию. В случае отсутствия полной суммы штрафа на руках — предложат оставить задаток (с выдачей расписки), а остаток штрафа нужно будет заплатить в течение двух недель.

Оцените статью
Журнал для туристов